12 сентября 2009

эксперимент в системе образования

Несколько дней назад, по-летнему тёплым и солнечным сентябрьским утром, тысячи школьников Торонто начали новый учебный год. В общем-то первый день занятий здесь обычно ничем особым не примечателен. Но в этот раз одна школа привлекла внимание не только жителей города -- факт её открытия стал сенсацией далеко за пределами Торонто.

Школа создана специально для детей африканского происхождения, т.е. ученики набираются строго по расовому признаку -- неслыханное для сегодняшней Канады дело.
Что же это? -- путь назад к сегрегации? Временам, когда для чернокожих американцев и канадцев существовали отдельные школы, рестораны, автобусы?
Пожалуй. Только с точностью до наоборот -- в этот раз сегрегацию запросили сами чернокожие.
Почему же? Ведь поколения афро-американцев упорно боролись против неё, погибали за право иметь доступ ко всем образовательным и социальным институтам наравне с белыми.
Почему же теперь, когда такое право им гарантирует канадская конституция, да и менталитет канадского общества, некоторые из них решили что-то менять?

Объяснение выглядит примерно так -- слишком многие афро-канадцы потеряли своё само-определение, свои корни, забыли культуру, историю, традиции. В то же время, их расовая принадлежность не позволяет им полностью идентифицировать себя с "не-чёрной" частью общества.
В результате они создали суб-культуру, которая приносит больше негатива, чем позитива подрастающему поколению. Кумиры субкультуры -- те, кто умеет быстро заработать (неважно, игрой в баскетбол или торговлей наркотиками), которых боятся, которые в 20 лет ездят на новых БМВ и мерседесах, неизвестно, где взятых (родители нередко на велфере), которые умеют стрелять.
Многие подростки и даже дети считают, что такой путь к "успеху" гораздо интереснее и легче, чем годы учёбы. Сотни бросают школу, не доучившись.

И вот некоторые афро-канадские педагоги и общественные деятели подумали -- если начать всё с начала, дать детям возможность развиваться в среде, к которой они принадлежат, почувствовать интерес к себе и своим способностям , показать, чего они могут добиться, может быть это станет переломным моментом. Новый тип школы -- где они будут среди своих.

Открытию предшествовали острые дебаты между сторонниками и оппонентами проекта. Учителя, родители, политики, журналисты дискутировали много месяцев. Премьер Онтарио был против. Он сказал, что идея противоречит самой концепции канадского общества.
Но городской отдел образования проголосовал (с минимальным большинством) за разрешение открыть школу, как экспериментальную.
Учеников набралось немного -- 85. Время покажет, как там всё сложится.
За сегодняшних первокласников этой школы выбор сделали их родители. Вопрос остаётся открытым -- насколько правилен этот выбор.

Подобный вопрос касается и всех нас -- как найти оптимальный баланс между сохранением своих корней, своей принадлежности к этнической (религиозной, культурной) группе, и умением интегрироваться в окружающий нас мозаичный мир.