11 ноября 2011

гавань благополучия

Последние новости из Европы вызывают у канадцев смешанные чувства -- удивление (астрономическими цифрами долгов и хаотичностью ситуации в целом), любопытство (и что теперь? как всё это утрясти и исправить?), настороженность (а что, если и мы пострадаем от их проблем?).
Параллельно с этими чувствами неизменно вырисовывается удовлетворение и гордость за Канаду -- здесь дела идут хорошо. На недавнем совещании большой восьмёрки только один глава государства мог позволить себе быть расслабленно-улыбчивым -- премьер Канады Стивен Харпер.

Что же позволило Канаде не только выстоять кризис, но и укрепить свои позиции?
Причин несколько.

Во-первых, её огромные природные ресурсы при сравнительно небольшом населении (немногим более 30-ти миллионов человек) -- нефть и алмазы, древесина и минералы, богатые чернозёмы и водоёмы.

Во-вторых, осторожная и умеренная внешняя политика -- Канада не стала ввязываться в войну в Ираке (помимо политических и моральных проблем, эта война вызвала бы и огромные финансовые потери), осторожность при заключении любых договоров и сделок.

В третьих -- строгость канадских банков в выдаче кредитов. В отличие от американских банков, которые в до-кризисные времена давали кредиты любого вида и почти любого размера практически с закрытыми глазами, канадские банки весьма придирчивы. Они скрупулёзно рассматривают каждое заявление, требуют массу подтвержающих документов, и лимитируют кредиты в соответствии с этими документами. В то же время они редко дают полный отказ, если речь идёт о небольшой сумме или кредитной карте -- надо же стимулировать экономику, да и свои прибыли увеличивать. В результате такой финансовой политики Канада оказалась одной из немногих стран, где ни один банк не рухнул.

Далее, ещё один фактор -- социальный. В отличие от жителей южной Европы, которые умеют хорошо отдохнуть и развлечься, и в отличие от соседей-американцев, которые умеют хорошо провернуть сделки, канадцы много работают. Во всяком случае, часть из них. Там, где они не могут, не хотят или не умеют, работают иммигранты.
Кстати, вклад иммигрантов в экономику Канады состоит не только в работе. Приезжая, каждый из них привозит с собой немалую сумму денег, которую тут же тратит в канадских магазинах -- покупает мебель, машину, домашную технику и электронику и т.д., поступает учиться на платные курсы, пользуется различными платными услугами -- т.е. стимулирует рост экономики.
Ещё один момент -- пенсионный возраст в Южной Европе примерно 50-55 лет, в Канаде же -- 65, что также создаёт большую разницу в финансовой картине.

Ввиду всех указанных причин и факторов, Канада находится в хорошей форме. Конечно же и здесь не всё идеально. Как и каждой страны, у неё есть свои проблемы и трудности. Но на сегодняшний день всё cравнительно благополучно.