26 сентября 2008

дневник избирателя

У потенциальных избирателей обычно два вопроса, связанных с выборами -- голосовать или нет, и если да, то за кого.
На данный момент (за две недели до федеральных выборов) мой ответ на эти вопросы пока не ясен.
Как правило, не только платформа и программа той или иной партии определяет выбор, но и личность лидера, а также личность того конкретного кандидата, который баллатируется в вашем конкретном избирательном округе.

Наш округ в последние лет 20, если не больше, был представлен в парламенте пожилым либералом, который год назад обьявил, что устал служить народу и собирается в отставку.

И вот вчера я получила брошюру его преемника, вернее преемницы, которая баллатируется на этих выборах от либеральной партии.
Посмотрела-почитала я эту брошюру, и впомнилась мне фраза -- "это было бы смешно, если бы не было так грустно".
Дама не соизволила даже представиться как следует -- ни слова о её профессии, образовании, работе, интересах, достижениях. Ни одного конкретного факта. Только уверения и заверения, что она в состоянии представлять наши интересы в Оттаве. Как эхо, почти слово в слово, эти заверения повторили некие безызвестные "общественные лидеры " округа , якобы заботящиеся о нашем благе.
В конце брошюры дан телефон, и предлагается звонить, если будет желание помочь кандидату. А как насчёт звонков тех, у кого возникнет вопрос, или комментарий, или просьба, или предложение, или замечание? Никак. Это не предусмотрено.

За этого кандидата я решила не голосовать.
Посмотрим, кого ещё вынесет на поверхность волна предвыборной гонки.

28 сентября
Опрос общественного мнения показывает, что в целом по Канаде консерваторы во главе со Стивеном Харпером впереди (34%).
В немалой степени это потому, что на фоне финансового кризиса в Штатах экономическая политика Харпера кажется солидно-стабильной. Известно, что в бурю нужен опытный рулевой, и премьер не устаёт повторять, что он таковым является.
Тем не менее, многие считают, что он поварачивает руль слишком далеко вправо, и это меняет все канадские принципы, и этого нельзя позволить.

Либералы несмотря на все старания на втором месте с отрывом в 10-12%, и новые демократы на их всегдашнем третьем.

Открытием сезона стала партия зелёных. Она смогла привлечь прогрессивно-мыслящих людей, создать привлекательную программу, а главное -- эта партия пока не имеет за спиной ни одного скандала.
Кандидатом зелёных в моём округе стал симпатичный школьный учитель. Помимо Канады, он работал в Японии и Мексике. Говорит на нескольких языках. А главное, создаёт впечатление интеллигентного и честного человека.
Я приняла решение "позеленеть" и голосовать за него.

4-го октября
Два дня назад прошли дебаты.
Увереннее других держался Джек Лейтон. Сказав Стефану Диону, что тот не смог быть даже хорошим лидером оппозиции, куда уж ему до лидерства страной, он резко атаковал премьера Харпера.
Главное обвинение -- Харпер собирается снизить налоги корпорациям, в основном нефтяным, (которые и так имеют колоссальные прибыли), не понижая подоходного налога обычных людей и не вкладывая деньги в те секторы экономики, которым нужна поддержка.
Как всегда эмоциональный Дион назвал Харпера манипулятором и плагиатором. Дело в том, что буквально накануне дебатов кто-то раскрыл, что пять лет назад Харпер (тогда лидер оппозиции) выступил в парламенте с речью, которая оказалась точной копией речи премьера Австралии. И призывал он в той речи отправить войска в Ирак. Теперь, пять лет спустя, Харпер вынужден официально признать, что тогдашняя его позиция по Ираку была ошибкой, а речи, как известно, лидеры сами не пишут -- есть помощники для этого, которые, как оказалось, тоже не хотят писать сами, предпочитая "позаимствовать".

И Дион, и Лейтон, и лидер партии зелёных Элизабет Мэй, и лидер партии квебеква Дюсепп в основном выглядели подготовленными и компетентными в обсуждаемых вопросах.
Все они делали акцент на необходимости гармонии между человечеством и Планетой.
Не менее подготовленно звучал и Харпер. Что отличало его от других -- всё-таки деревянность. Ну вот не видно эмоций ни на его лице, ни в жестах, ни в голосе. Застывшая полу-улыбка, спокойствие, ровный монотонный голос.
А ведь страна была готова пересмотреть своё мнение о его деревянности, когда (как бы случайно) выяснилось, что он играет на фортепьяно.
Но может быть эмоции -- непозволительная роскошь на фоне угрозы экономической депресссии?

06 сентября 2008

канадская политика, или парадоксы тихой заводи

Канадский премьер Стивен Харпер объявил о намерении распустить парламент, как недееспособный, и назначить дату федеральных выборов.
В данный момент всё внимание в Канаде приковано к предевыборной кaмпании южного соседа -- США.
По размаху, драматизму и по значению для мира канадская кaмпания никогда не сравнится с американской.
Здешняя политика -- это тихая заводь, спокойствие которой время от времени нарушается всплесками скандалов местного значения.
Да и верховная власть (пусть и формально) здесь принадлежит не канадцам, а английской королеве. Что само по-себе вызывает недоумение у многих и в Канаде, и за её пределами. Хотя, с другой стороны, часть канадцев довольны этим фактом, считая, что это гарантия преемственности традиций, и даже видя в этом ауру аристократизма.
Сама же королева, хоть и бывала в Канаде неоднократно, вряд ли часто вспоминает своих заморских подданных.
Зато у неё есть здесь официальный представитель -- генерал-губернатор. Правда, назначается он не королевой, а канадцами из числа канадских же граждан. Должность в основном церемониальная. Обязанности -- развлекательного характера: присутствие на парадах и приёмах, поездки по стране и миру с культурными и гуманитарными миссиями (всё это за деньги налого-плательщиков).
На сегодняшний день эту должность занимает иммигрантка из Гаити Мишель Жан.
Так вот именно к ней завтра утром должен зайти премьер за разрешением распустить парламент.
Смешно, конечно. Но протокол того требует.

7-го сентября утро.

Разрешение на роспуск парламента получено. Выборы объявлены на 14-го октября.
Борьба за голоса будет идти в основном между тремя партиями -- консерваторами, либералами и новыми демократами, в Квебеке также Блок Квебеква. Заявляет о себе и партия зелёных.

Консервативная партия во главе со Стивеном Харпером находилась у власти в последние два с половиной года.
В гордящейся своим либерализмом Канаде консерваторы смогли победить только на волне скандалов, потрясших леберальную партию несколько лет назад. Но они смогли набрать только относительное большинство голосов. Поэтому в парламенте оппозиционные партии в сумме имели большинство, блокируя многие решения консерваторов, иногда создавая тупиковые ситуации. Что и дало формальный повод Харперу обьявить роспуск парламента.
Страна относится к Харперу двояко. Сторонники ценят его логику, строгость, уравновешенность, плюс конечно молодость и экономическое образование.
Противники говорят об отсутствии эмоций (некой деревянности), о манипулятивности, скрытности. Называют его сторонником Буша и вспоминают, что в своё время он говорил о необходимости ввода канадских войск в Ирак.
Он западник (т.е. из западной провинции), тогда как политическая элита Канады формируется на востоке, особенно в Квебеке.

Его главный конкурент -- Стефан Дион, лидер либеральной партии, самый что ни на есть квебековец. Настолько, что говорит по-английски с весьма заметным акцентом. Иногда и с трудом. Что как бальзам на душу иммигрантам с их плохим английским. Но что даёт оппонентам бесконечные поводы для насмешек.
Он образован (профессор), но даже некоторые его сторонники считают его слабым лидером, а противники делают на это упор.
Сегодня, тем не менее, он выступил вполне чётко и убедительно (с одной досадной ошибкой), рекламируя свою программу защиты природы (налоги на бензин параллельно с сокращениями подоходных налогов), улучшение экономики и более справедливого распределения богатств страны.
Сможет ли Стефан Дион исправить свой имидж слабого политика, покажут ближайшие недели.
Сегодня же он был полностью проигнорирован в речи лидера третьей партии -- новых демократов -- Джека Лейтона.

Джек Лейтон в политике 25 лет, из них много лет, как лидер партии, которая всегда занимает третье место.
Его жена тоже известный политик (правда меньшего масштаба) -- Оливия Чао (иммигрантка-китайка).
Он привёл американскую предвыборную кампанию в пример канадцам, надеясь, что ветер перемен изменит погоду не только в Шtатах, но и в Канаде, и он станет лидером страны.
Единственный выступающий, который сегодня упомянул иммигрантов и их нужды (как же, всё-таки муж иммигрантки).
В целом звучал уверенно, логично, оптимистично.

Итак, предвыборная гонка началсь.
Ну вот и посмотрим, получится ли что-либо хорошее из данной политической игры, или только потраченные деньги.


(продолжение следует)