14 марта 2009

из школьных будней

На днях, собираясь на работу, услышала в местных теле-новостях о предстоящем сокращении ассистентов учителей в школах Торонто. Информация, сама по себе, не так уж и сенсационна, поскольку слово "сокращение" звучит в новостях практически ежедневно в последние месяцы. Но она вызвала массу откликов -- и со стороны работников школы, и со стороны родителей. Все в один голос уверяли, что данная мера крайне негативно отразится на уровне учебного процесса. Доводы звучали весьма убедительно.

И тут я подумала -- ведь в наших школах (советского и пост-советского пространства) никаких ассистентов никогда и не было.
Учителя находились один на один с классом, отвечая и за качество преподавания, и за степень усвоения материала учениками, и за дисциплину, и за наглядные пособия, и за результаты экзаменов, и за воспитательный процесс.

В Канадских школах такая нагрузка считается нереальной, т.е. она приведёт или к снижению качества преподавания, или к потере здоровья учителя. Именно поэтому существует профессия помощников учителей, в задачу которых входит помочь учителю "объять необъятное" -- уделить внимание каждому ребёнку, будь это отстающий троечник, которому трудно даётся даже простой материал, или блистательный отличник, которому скучно на уроке из-за простоты того же материала.
Как правило, школьные программы рассчитаны на умеренно-хороших учеников, "золотую середину". Но по обе стороны от этой середины находятся те, кто как раз требует от учителя наибольшей затраты энергии и времени.
В школах Торонто, помимо всего прочего, есть и такой нюанс -- школьники-иммигранты, со слабым английским, на стадии адаптации к другой культуре и другой среде, oни требуют много внимания.
Немало, к сожалению, и больных детей, требующих отдельного внимания -- у кого-то астма, у кого-то аллергия, диабет, или эпилепсия, или аутизм.
И отправляя таких детей в школу, родители должны быть уверены, что учитель (или ассистент) напомнит ребёнку вовремя сделать укол инсулина, и проверит, чтобы в школьном завтраке не было продуктов, которые вызовут аллергическую реакцию у тех детей, которые страдают аллергией.
Родители должны быть уверены, что недавно прибывший из Китая или Украины ребёнок, получит достаточно внимания, чтобы быстро преодолеть языковой и психологический барьер. И что стеснительный, неуверенный в себе ученик, не останется в стороне.

Обязанностей у школы много -- обеспечивать безопасность детей, здоровую (и в прямом, и в переносном смысле слова) атмосферу в школе, хорошую дисциплину, развитие интереса к учёбе, а также высокий уровень самой учёбы. Именно за уровень учёбы и отвечают учителя -- за преподавание знаний детям. Остальные обязанности делит весь коллектив школы, i во многом это ложится на плечи ассистентов.
Конечно, не всё так идеально, как хотелось бы. Школы Торонто имеют немало проблем. И вот теперь, когда принято решение сократить ассистентов, проблем скорее всего станет больше. Или не станет -- если часть ответственности переложить на плечи самих учеников. Научить их быть более дисциплинированными, самостоятельными, внимательными. Ведь настанет время, когда эти качества им очень даже пригодятся.

4 комментария:

Анонимный комментирует...

Ага, кажется, Канада начинает перенимать опыт СССР...

Maria комментирует...

Скорее всего эта мера временная. И речь не идёт о ликвидации профессии ассистентов, а только о сокращении, и только в Торонто.
Что касается советской школы, то там было немало хорошего. Давались крепкие знания тем, кто хотел их получить, и дисциплина была в целом неплохой. Что тормозилось, так это проявление инициативы у детей. А также никто нас не учил, как использовать персональные качества и сильные стороны для успеха в жизни.

Анонимный комментирует...

Сейчас инициативу не тормозят: её у детей просто нет! И тормозить нечего! Зато правонарушений на грани преступности - пруд пруди (не говоря уже о распущенном поведении на грани правонарушений). Не далее как сегодня утром отправляюсь на работу, подхожу к калитке: привязана за ногу дохлая собака (вторым концом, метра 2 длиной, - к калитке). Как-то не верится, что это мог сделать взрослый, я тут ни с кем вообще не общаюсь, кроме работы. Вероятно, дети-отморозки. Но сколько-нибудь серьёзных конфликтов тоже не было. (Не назовёшь же конфликтом замечание на уроке! - Хотя замечание СЕЙЧАС - совсем не то, что было в наше время: такие замечания, какие были в наше время, сейчас вообще не слышат!!) Позвонил в милицию, часа через 2 прибыл учасковый. Всё на бумаге оформил, но, конечно, никто никого искать не будет. А что мне делать с дохлой собакой? Обдумывал, куда мне её (и как? вдруг бешеная?) оттащить, и тут пришла мысль: позвонить в ЖКХ. Так и сделал. Сначала пытались мне возражать. Пришлось сказать, что случай зафиксирован в милиции, и если не уберут, обращусь и в район, и в область. Пока был с час на кухне, убрали. Правда, через минуты 3 после моего звонка они мне позвонили сами и пояснили: если бы собака лежала по "мою" сторону забора, то мне пришлось бы убирать её самому. Мне "повезло"!: собака лежала со стороны улицы! Но не получится ли так, что завтра я проснусь, а какая-нибудь пакость не будет лежать "по мою сторону забора"??... А если всё же найдут подонка-злоумышленника, не прикончит ли он потом меня, как этого безобидного пёсика?? - Вопросы без ответов...

Maria комментирует...

История, конечно, крайне неприятная. Хочется надеятся, что это изолированный случай.
Хотя отморозки везде есть.
Не так давно видела канадский документальный фильм о пострадавших учителях -- кого-то "дети" избили, кого-то обвинили в домогательстве, кому-то машину разбили, кому-то наркотики подбросили. А последнее "изобретение" здешних школьников, желающих отомстить учителю -- распространение каких- нибудь гнусных сплетен о нём в интернете.
Я считаю, что вина в этом родителей. Может быть за очень редким исключением.