11 сентября 2011

10 лет спустя

В Торонто утро 11-го сентября 2001-го было солнечным и мирным. Это был мой первый год в Канаде -- ощущения, что я "дома", ещё не было, но была полная уверенность в стабильности и спокойствии.

В то утро я закончила последнюю часть проекта-подработки, взятого домой, чтобы можно было работать по ночам (иначе не успевала), и поехала в даунтаун его отдать. Проведя там какое-то время, во второй половине дня вернулась домой.
На моём автоответчике было два сообщения -- оба от близких мне людей, один из которых находился в Центральной Европе, а другой -- на Ближнем Востоке. Сообщения повергли меня в лёгкое недоумение -- меня просили не волноваться и не паниковать, но проявлять осторожность, и выражали надежду, что в Торонто ничего плохого не произойдёт.
Теряясь в догадках, я включила Си-Эн-Эн на интернете, и, увидев первые кадры, застыла. Мир, в буквальном смысле слова, рушился на глазах. Как могло такое случиться? Кто? Почему? Что будет?
Проведя много лет в одной из стран Персидского залива, где периодически появлялась вероятность военной атаки, где у берегов дежурили американские авианосцы, а в городе стояли противо-ракетные установки, мы в определённой степени привыкли к теме опасности. Нередко, проснувшись утром, первым делом надо было включить тот же Си-Эн-Эн или Би-Би-Си, чтобы убедиться, что война не началась, и всё спокойно.
Но я никогда не думала, что такая вероятность существует на земле Северной Америки -- стабильном, мощном континенте. Что кадры на экране покажут разрушенный Нью-Йорк, горящий Пентагон.
Включила телевизор. До того дня, я не воспринимала канадское телевидение серъёзно, считая его слишком упрощённым. Но в тот день и в последующие канадские журналисты показали настоящий профессионализм.
Канадцы же показали своё гостеприимство многим тысячам авиапассажиров, которые вынуждены были приземлиться в Канаде, т.к. американское воздушное пространство было закрыто на несколько дней. Особенно прославились жители крошечного городка Гендер на Ньюфаундленде (население меньше 10-ти тысяч), которые приняли 39 транс-атлантических самолётов в своём маленьком аэропорту на краю земли, накормили и устроили 6700 пассажиров.

Сегодня, 10 лет спустя, Канада и Америка вспоминают и поминают. В Нью-Йорке открыт мемориал погибшим на "граунд-зиро", в Вашингтоне, Пенсильвании, Оттаве, Торонто, Гендере собрались тысячи людей на церемонии памяти.

Утро 11-го сентября 2011-го было солнечным и мирным. Не только в Торонто. В Нью-Йорке и Вашингтоне тоже. Хотелось бы, чтобы и на всей земле.
Хотелось бы, чтобы всегда и для всех утро любого дня было мирным.

Комментариев нет: